2
0 2 4
2
0 2 3
2
0 2 2
2
0 2 1
2
0 2 0
2
0 1 9
2
0 1 8
2
0 1 7
2
0 1 6
2
0 1 5
2
0 1 4
2
0 1 3
2
0 1 2
2
0 1 1
2
0 1 0
2
0 0 9
2
0 0 8
2
0 0 7
2
0 0 6
2
0 0 5
2
0 0 4
2
0 0 3
2
0 0 2
2
0 0 1
2
0 0 0
1
9 9 9
1
9 9 8
1
9 9 7
1
9 9 6
1
9 9 5
вернуться
на главную страницу
|
artworks of 2010 / произведения 2010
Александр Трифнов "Вечерний чай", холст, масло 100
х 80 см. 2010
"Evening tea", oil on canvas
Александр Трифнов "Взгляд в будущее". Холст, масло,
акрил 100 х 80 см. 2010
"Anticipation of future", oil on canvas
Александр Трифнов "Гитарист". Холст, масло, акрил
100 х 80 см. 2010
"The Guitarist", oil on canvas
Александр Трифнов "День и ночь". Холст, масло, 90
х 70 см. 2010
"Day and night", oil on canvas
Александр Трифнов "Домино". Холст, масло 100 х 70
см. 2010
"Domino", oil on canvas
Александр Трифнов "Лето". Холст, масло 100 х 80 см. 2010
"Summer", oil on canvas
Александр Трифнов "Домино". Холст, масло, 160 х 250
см. 2010
"Domino",
oil on canvas 160 x 250 cm
Александр Трифнов "Виолончелист". Холст, масло, 90
х 75 см. 2010
"Violonchellisto", oil on canvas
Александр Трифнов "Окно". Холст, масло, акрил, 100
х 70 см. 2010
"The window", oil on canvas
Александр Трифнов "Ссора". Холст, масло, 90 х 73
см. 2010
"Quarrel", oil on canvas
Александр Трифнов "Пшеничное поле". Холст, масло,
90 х 70 см. 2010
"The field of wheat", oil on canvas
"Вавилонская башня", холст, масло,
90 х 70 см
"The Babel tower",
oil on canvas
"Пешеход", холст, масло, 100 х
80 см
"The pedestrian", oil on canvas
"Монохромная бутылка", холст, масло,
акрил, 90 х 70 см
"Зеленый змий", холст, масло, акрил,
90 х 70 см
"Синяя бутылка", холст, масло,
акрил, 90 х 70 см
"Виолончелист", холст, масло, 90
х 70 см
"Танец", холст, масло, 90 х 70
см
"Стань кустом пламенеющих роз",
холст, масло, 90 х 70 см
"НОВЫЙ
ГИТАРИСТ" ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА
...Один из девизов художника
Александра Трифонова: "Самые ровные линии у Александра Трифонова!"
У Александра Трифонова и в самом деле - самые ровные линии на картинах,
ровные и красивые, - прямые они или изогнутые, но всегда очень ровные
и чёткие, как, например, на его новой картине "Новый гитарист",
которую он написал недавно в Сергиевом Посаде по мотивам своей же старой
картины "Гитарист" 2004 года, желая усовершенствовать её...
Мне и старый "гитарист" нравился, но новый получился ещё лучше
и ещё выразительнее... Вместо головы у него - белый колок для струны,
надрезанный художником клиновидно, как яблоко (то есть помеченный метой
художника Александра Трифонова, который по старой привычке любит смотреть,
проверять, что у его героев в головах, а там, как правило, ничего нет)...
А руки у гитариста с четырьмя пальцами (может быть, в жизни их у него
и пять, как у всех людей, но на картине их у него четыре, потому что он
так виртуозно играет на гитаре и так быстро перебирает струны пальцами,
что художник как бы не может сосчитать, сколько у него пальцев на руке),
и все эти пальцы у музыканта - не такие, как у всех людей, а особые, странные
по своим конфигурациям, сильно удлиннённые и неестественно изогнутые,
а мизинец одной руки - длиннее большого пальца раза в три и аж изогнут
пополам не в ту сторону, в какую надо... это пальцы профессионала высшего
класса, как бы говорит нам художник, которые вытворяют на гитаре чёрт
знает что и поэтому и приняли соответствующие чёрт знает какие формы.
А сама гитара - красная, ровного чистого красного цвета, а струны у нее
- белые, прямые, ровные... она содержит (таит) в себе красивую музыку,
которую и извлекает из нее музыкант... А на столе около него стоит початая
бутылка вина и стакан... Гитарист, видать по всему, любит выпить, и, когда
поддаст хорошенько, в него вселяется чёрт и он играет, как Бог, как Паганини
на скрипке, то есть вытворяет на своем инструменте чёрт знает что, улетая
в запредельную реальность... Но художник, который рисует его, обязан быть
трезвым, а иначе у него руки дрожать будут и он не сможет провести таких
ровных, чётких и красивых линий на картине, как Александр Трифонов...
и не сможет наложить цвета на холст таким ровным тонким слоем (без пастозмов),
как это умеет Александр Трифонов, который любит рисовать бутылки и стаканы,
но сам не пьет, причем он не пьет не только когда рисует свои картины,
а вообще... то есть он, конечно, может опрокинуть в себя рюмочку-другую
винца-водочки на вернисаже во время фуршета или слегка пригубить ее, но
он не пьет, как пьют многие его собратья по кисти, которые пьют как сапожники
и в результате теряют свою квалицикацию, если она была у них...
На сайте Александра Трифонова я и ещё одну его новую картину нашла - "Виолончелист",
которая (картина эта) или который ("Виолончелист" этот) стоит
"Нового гитариста".
У Александра Трифонова постепенно рождается цикл картин на тему "Музыканты
и музыка", то есть возникает свой "оркестр" из виолончелистов,
гитаристов, скрипачей, где один музыкант лучше другого, и каждый есть
большая творческая удача художника, с чем я и поздравляю его!
Нина
КРАСНОВА
"ВЕЧЕРНИЙ
ЧАЙ" ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА
1.
...Ни у одного художника нет на картинах такого большого количества бутылок
с вином и водкой и такого большого количества стаканов, рюмок и фужеров
под эти напитки, как у Александра Трифонова. У него есть одинокие бутылки,
и пары бутылок, и толпы бутылок... и суровые, строгие, официозные бутылки,
и лирические, обнимающиеся и целующиеся, и танцующие бутылки... За что
его некоторые поэты и художники особенно и любят. Например, Евгений Лесин,
который в своем эссе о нем написал: "Дело не в бутылках... Во всяком
случае - не только в них. Хотя мне, конечно, цикл Александра Трифонова
про бутылки особенно нравится..." - А дело в том, продолжает Лесин,
что "художник видит (и показывает) не обязательно красоту. И даже
не обязательно уродство. Художник видит (и показывает) ИНТЕРЕСНОЕ"
- "расколотые головы", например, но не только "расколотые
головы", а какие-то простые, обыденные вещи, которые у Трифонова,
под его кистью, "становятся предметом искусства, становятся интересными...
И дело не в бутылках. Хотя, признаюсь, именно они - мой любимый цикл у
Трифонова". Эмиль Сокольский пишет, что кто-то находит в бутылках
Трифонова - "страсти и пороки" человека, которые художник якобы
обличает и над которыми якобы иронизирует, но Сокольский считает, что
ничего художник не обличает и никому он не доказывает "аморальность
пьянки", а просто "предлагает (зрителям) выпить с хорошим человеком,
для чего совсем не обязательно быть алкоголиком.
В 2002 году в галерее АЗ состоялась выставка Александра Трифонова, которая
называлась "Ботлфлай" и пользовалась большим успехом у зрителей,
даже у принципиальных трезвенников, борцов за трезвый образ жизни.
И вдруг среди
новых работ Александра Трифонова 2010 года появилась картина "Вечерний
чай". На деревянном стеллаже светло-коричневого цвета, на полке около
стояка (не на обеденном столе со скатертью и сервировкой) стоит красная
керамическая кружка с чаем. На первом плане картины. А на втором плане
стоит спиной к зрителям белый фигуративный силует персонажа, может быть,
самого художника, который уже выпил (этот самый) вечерний чай и любуется
синим морем и белыми чайками...
Бутылки с вином и водкой на картинах Александра Трифонова стали уже привычными,
а вот чай, да еще не какой-нибудь, а вечерний, это - что-то новое.
2.
Я решила вспомнить и посмотреть в своей домашней коллекции открыток Русского
музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств Пушкина,
Эрмитажа, Дрезденской галереи, Метрополитена, у кого еще из художников
есть на картинах чай и чаепитие.
...И первым делом я вспомнила "Купчиху за чаем" (1918) Кустодиева.
Она у него там в атласном темно-лиловом платье с широким и глубоким декольте
- вся такая полная, круглая, с "роскошным телом", как сказал
бы Базаров, сидит под деревьями, за четырехугольным столом с белой скатертью,
с блестящим самоваром и пьет чай, не из чашки, а из блюдца... А на столе
у него (у Кустодиева) и у нее (у купчихи) чего только нет - и розовый
арбуз, и яблоки и виноград, и кекс с изюмом, и сахарница, а сбоку лежит
и полотенце с вышитыми узорами... Эта картина висит в Русском музее.
...А еще я вспомнила "Чаепитие в Мытищах" (1862) Перова. Там
толстый монах в черной рясе, с черным клобуком на голове и с золотым крестом
на груди тоже сидит под деревьями, тоже за столом со скатертью, но не
белой, а бежевой, с медным самоваром и тоже пьет чай, и тоже из блюдца...
и надменно смотрит на двух нищих, старика и мальчика с протянутой фуражкой,
которые просят у него милостыню... Эта картина висит в Треятьковской галерее.
...Еще я вспомнила и нашла у себя кое-какие натюрморты с самоваром. Например,
натюрморт - "Чай с калачами" (1972) Стожарова, и не только с
калачами, но и с баранками, очень колористичный натюрморт, с красной скатертью
на столе, с золотым самоваром, затейливым по форме, с заваркой в жестяной
черно-красной коробке, с бело-черно-сиреневой чашкой и блюдцем, с бело-красным
фарфоровым чайничком на нем, и с жостовским подносом у стены, и с расшитым
полотенцем, перекинутым через доску...
Но вообще-то у художников, оказывается, не так-то много сюжетов с чаем
и чаепитием.
...Ну вот у Крамского больной "Некрасов в период "Последних
песен" (1877) лежит в постели, держа в руке листочек бумаги, а около
постели, на тумбочке, стоит белая чашечка чая с белым блюдцем и с чайной
ложечкой.
...Или вот у Максимова на картине "Всё в прошлом" (1889) старая
- в чепце - барыня сидит со своей старой верной служанкой - крестьянкой
в платочке - около бревенчатой избы, барыня - в кресле с подушками, и
под ногами у нее подушка, а служанка - на ступеньке крыльца... между ними
стол с чайной чашечкой и с чайничком для заварки, а на крыльце стоит самовар
и большой бокал на большой тарелке... барыня с плотоядным лицом, с блуждающей
по лицу улыбкой, - вспоминает свою молодость и приключения своей молодости,
а служанка, с печальным лицом, вяжет что-то на спицах и тоже вспоминает
свою молодость и, может быть, своего жениха, за которого она не вышла
замуж из-за своей барыни... которая теперь забила свой дом досками и переселилась
в избу к своей служанке.
...Или на картине Маковского "Вечеринка" (ХIХ в.) разночинцы
сидят в комнате кто за столами, кто просто на стульях у стен и пьют чай
из самовара... никаких бутылок на столах нет.
...Или на картине Богаевской "Гости. День рождения" (1960) дети,
мальчики с чубчиками и девочки с косичками и с бантиками сидят за столом
и пьют чай и пирожными, баранками и сладкими рулетами, кто из чашки, кто
из бокала, кто из блюдца...
...Еще нашла я у себя открытку с натюрмортом художника Рождественского
"Азиатский чай" (1920). Там самовар какой-то нерусской формы
с закрученной ручкой... на подносе плоды граната...
А в "Искусстве Палеха" я нашла открытку с картинкой Салабанова
(на шкатулке из папье-маше) "Чичиков и Коробочка" (1936). Оба
сидят за скатертью-самобранкой и пьют чай из огромного трехведерного самовара...
У ее ног стоит кованый сундук с добром, а у его ног - чемодан с коваными
уголками.
...У Серебряковой
на картине "Крестьяне" (1914) муж и жена сидят в поле и пьют
молоко.
...У Пластова советские колхозники, механизаторы в поле (как ни странно)
тоже пьют молоко - на картине "Ужин трактористов" (1951) и "Лето"
(1959 - 1960).
...На одном натюрморте, который называется "Квас", мне попался
кувшин с квасом.
...А в наборе открыток с иллюстрациями Васнецова к "Песне о вещем
Олеге" - на открытке "Тризна" - дружина князя "пирует
у брега" и пьет не чай, не молоко и не квас, а брагу или медовуху,
из больших деревянных ковшей...
...Монахи у Перова на картине "Трапеза" (ХIХ в.) тоже пьют не
чай, а зелье, и некоторые уже опились и свалились под стол.
...А у Герасимова на "Групповом портрете старейших художников"
(1944) старейшие художники культурно сидят за круглым столом с бахромистой
скатертью и пьют водочку из графина...
А у зарубежных
художников на их картинах вообще нигде нет ни чая, ни чаепития, есть только
кое у кого натюрморты с чайниками и чашками... иногда встречаются стаканы
с лимонадом, но чаще - фужеры и бутылки с вином.
...У Лиотара "Шоколадница" (ХVIII в.) в Дрезденской галерее
несет на черном подносике с бортиками и ножками чашку с горячим шоколадом
и стакан холодной воды. Не чай. И не кофе, который в Европе предпочтительнее
чая.
...У голландского художника Геды на картине "Завтрак с ежевичным
пирогом" (1631) - кроме этого пирога стоит вино в рюмке и фужере,
а одна рюмка даже опрокинута на стол, и вазочка тоже... Потому что хотя
картина и называется "Завтрак с ежевичным пирогом", но самом
деле он не только с пирогом...
...И у голландского художника Питера Класа "Завтрак" (1648)
- тоже с вином и еще с рыбой, лимоном, орехами, виноградом. А у Кальфа
- с вином и еще с персиками (а фужер у него точно такой же, как у Геды
и Класа, от Геды перешел к Класу, а от Класа к Кальфу? переходил из рук
в руки)? Сервировка столов у этих художников изысканная, как у богатых
буржуа, с дорогой посудой, с салфетками.
...У Веласкеса на картине "Завтрак" (1617 - 1918), где за столом
сидят трое мужчин, трех поколений, может быть, дед, отец и сын, завтрак
и сервировка попроще, с лепешкой, гранатом и баклажанами в гляняной миске,
но тоже с вином в треугольном графине, которое все пьют из одного стакана
(других стаканов на столе - и в доме? - нет).
...У Стена на картине "Гуляки" (1660) стол и совсем бедный...
там веселый мужчина в красной кепи пьет вино без закуски, а его дама без
закуски быстро опьянела и сидит, облокотившись головой о край стола, а
груди у нее вылезают из декольте.
...У Рембрандта в "Автопортрете с Саскией на коленях" (1635)
- в руках узкий фужер с розоватым вином, очень сильно вытянутый, размером
с пять стаканов (один на двоих?)...
...У Рубенса в "Тайной вечере" на столе стоит стакан с красным
вином - один на всех двенадцать апостолов с Христом.
...У Гогена на картине "Кафе в Арле" тоже на столе стоит не
чай и не молоко и не квас, а какой-то коктейль с соломинкой и огромная
бутыль, которую дама пьет одна.
...У Пикассо "Любительница абсента" в ресторане тоже пьет не
чай, а абсент...
3.
После такого основательного обзора русской и зарубежной живописи я возвращаюсь
к "Вечернему чаю" Александра Трифонова. И вижу, что этот чай
- новаторский... Он - без десертов, без пирожных, без фруктов, без сахара,
без калачей и баранок... то есть пустой. Это чай не купчихи с холста Кустодиева,
не толстого монаха-чревоугодника с холста Перова, не барыни и ее служанки
с холста Максимова, не крестьянина и не колхозника с холста Стожарова,
не Чичикова и Коробочки со шкатулки Салабанова... не поэта Некрасова с
холста Крамского... Это чай Александра Трифонова с холста Александра Трифонова,
художника, который писал-писал свою картину и на время оторвался от нее...
и выпил чаю, для тонуса, и стоит спиной к зрителям и любуется морем и
чайками... А зрители любуются (мы любуемся) и морем и чайками, и художником,
и его кружкой (с чаем или уже без чая), и его новой работой.
В творческой
биографии Александра Трифонова и в истории русской живописи - это первая
такая картина с вечерним чаем, в аскетичном и лаконичном стиле нового
русского авангарда Александра Трифонова.
...Я, пожалуй, тоже налью себе чаю без сахара и выпью за Александра Трифонова
и за его новую картину, где он как бы предлагает зрителю выпить не вина,
не водки, а чаю.
Нина КРАСНОВА
|
|