вернуться
на главную страницу
вернуться
на главную страницу
вернуться
на главную страницу
|
СЛАВА
ТРУДУ
галерея а3
28 апреля - 22
мая 2011
Афиша выставки
Художник Александр
Трифонов в проекте «Слава труду» в галерее АЗ (А три)
К Первомаю галерея
А-три порадовала московских любителей авангарда смелым проектом - «Слава
труду». «Серп и молот» или «Русский натюрморт» Александра Трифонова украсил
весеннюю выставку в галерее «А три». Здесь ирония и сарказм, и даже антисоветская
злость к подневольному труду за колючей проволокой.
Как пел Александр Городницкий:
От злой тоски не матерись,
-
Сегодня ты без спирта пьян.
На материк, на материк,
Ушел последний караван.
Труд в тоталитарном СССР был
наказанием, истязанием себя ради куска хлеба. Но и другая разновидность
труда существовала в стране социализма с лицом, похожим на волчье лицо
вождя: мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят.
А вообще, о работе, о труде, о профессиях порассуждать интересно. Разные
бывают профессии. Вот, к примеру, Толстой, но не Лев, а у Льва какая была
профессия? Собственно, он же не числился в Союзе писателей, а был помещиком
и дворянином. Значит, профессия у него помещик. Или дворянин? Или это
должность? Так. Хорошо. Это все-таки профессия! Но еще лучше профессия,
конечно, помещик. Или вот взять еще одного Толстого, другого, не писателя
советского, а Федора Ивановича, любителя шампанского, женщин и дуэлей,
того самого, введшего Пушкина в семью Гончаровых, - так у него совершенно
замечательная профессия - американец!
А вот как трудятся художник со скульптором. Художник не может ужиться
со скульптором. Один лепит, другой красит. Один грозит другому, что выбросит
его в окно, потому что он мешает ему работать. Скульптор все время открывает
окно школьного класса, да именно школьный класс был мастерской на двоих.
Наконец, они решили отгородиться друг от друга. Позвали плотника и поставили
глухую перегородку, разделив пополам рабочее пространство, и между ними
после этого воцарилась ошеломленная тишина. Больше того, они хранили нерушимое
молчание целую неделю. Скульптор, будь у него побольше силенок, наверное,
подпрыгнул бы от радости и пустился в пляс. Он слышал, конечно, что художник
время от времени озадаченно подходит к новой двери взглянуть, по-прежнему
ли на месте скульптор, и скульптор, со своей стороны, не может больше
работать, потому что ему не мешает художник, тоже прикладывает ухо со
своей стороны к двери, - однако дальше этого не шло. Скульптор теперь
уже не открывал окно и не лепил из едко пахнущего черного воска, а художник
не притрагивается к кисти.
Тут к месту будет и писательская история.
Однажды у Михаила Пришвина мальчик спросил:
- Что вы все время пишете? Кто это читать будет?
На что мудрец ответил:
- Найдется мой друг, он прочитает и всем расскажет, как я хорошо пишу.
Вот я стал таким человеком. Как только прочитал Пришвина лет в 16, так
с тех пор всем и каждому говорю: читайте Пришвина, гениальный писатель!
Приехал я к Виктору Бокову на дачу. Пока шел к калитке, напевал его песню:
"На побывку едет молодой моряк, грудь его в медалях, ленты в якорях..."
Представьте себе, что Виктор Федорович Боков родился 6 сентября 1914 года!
Боков меня стихами к стенке чуть не прибил, а его на прозу, на прозу перевожу,
как стрелочник состав. Он мне достает фотографию с Пришвиным. Я падаю
на стул от восторга и пожимаю Бокову руку.
И вот мне Пришвин рассказывает:
"Коммунисты приставляли
ко лбу револьвер
1 Июня [1926]. Вот и май прошел. Так все проходит в природе без нашего
участия. И также почему-то изменяются отношения в обществе: не узнать,
как стало теперь. Я однажды заработал себе литературным трудом деньги,
выстроил дом, чтобы спокойно работать и растить семью. Пришли коммунисты,
выгнали меня из дома, и потом его сожгли мужики. Я вышел на камни в город.
Были коммунисты - приставляли мне ко лбу револьвер и грозили...
Были коммунисты, когда я заходил в редакции с желанием работать, мне отказывали,
и в углах слышался шепот: "белый, белый!"
Были коммунисты, я приходил в редакцию к ним и предлагал свои рукописи.
У меня их покупали, давали денег и не печатали.
И теперь коммунисты из "Рабочей газеты", устроители органа В.К.П.,
сами зовут меня, редактор, встречая, встает.
Я говорю ему, что мне нужен аванс в 1000 руб. и потом вскоре еще столько
же.
- Мне нужно купить дом, - сказал я.
- Очень хорошо, мы вам денег дадим.
- Что же я вам должен?
- Что хотите, пишите..."
Писатель пишет для того, чтобы
обрести бессмертие в Слове, и чтобы другой писатель стал с детства писать,
потому что узнает, что тоже умрет, как и и все, поэтому все время будет
писать, чтобы в Слове обрести бессмертие.
Для художников могу интерпретировать: ваше бессмертие в ваших картинах!
Юрий
КУВАЛДИН
Художник
Александр Трифонов и картина "Русский натюрморт". 28 апреля
2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Владимир
Опара "Запрещено зажигать нижний огонь: ведутся работы!"
28 апреля 2011
Алексей
Иорш на фоне своей работы "Партизаны". 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. Выступает Андрей Волков.
28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. Выступает Александр Трифонов.
28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Открытие
выставки "Слава Труду" в галерее А3. 28 апреля 2011
Историю репрезентации
труда, как самостоятельного сюжета, можно проследить практически до момента
возникновения собственно изобразительного искусства – об этом свидетельствуют
наскальные рисунки «охотников» и «собирателей». Образы труда, так или
иначе, живут во всех эпохах – в древнеегипетской фреске и буколических
пасторалях; это крестьяне Брейгеля, Милле и Ван Гога; рабочие Пименова
и Леже, а сегодня это может быть «офисный сюрреализм» Пилсона или «Робот-менеджер»
Торимицу.
Однако, когда
на обсуждении выставки «Оммаж» участникам следующих сессий была объявлена
тема восьмого сезона, первой реакцией было недоумение. Казалось бы, для
чего предлагать современным авторам задачу, которая в свое время была
непременной «обязаловкой»? Многие помнят, как «тема труда» буквально преследовала
художника, начиная со школьной скамьи, вплоть до участия в отчетных выставках;
причем как изобразительные средства, так и воплощаемые эмоции были строго
регламентированы.
Нас отделяет
от тех времен дистанция в двадцать лет – за это время успело произойти
несколько смен культурных кодов и переоценок художественного наследия.
Многие «pro» и «contra» стали предметом истории - особенно для нового
поколения, уже достаточно отстраненного от «советской действительности».
Технологии постиндустриального общества не просто изменили мир труда и
межличностных отношений, они практически создали новую реальность, в которой
многие «проклятые вопросы» требуют переосмысления.
Отношение к
труду – важный маркер процессов, происходящих в обществе, одна из важнейших
экзистенциальных проблем. Там, где экономисты и политические мыслители
упираются в «бесконечные тупики», только искусство может интуитивно если
и не нащупать верный путь, то хоть уловить слабый ток свежего воздуха,
неясный, лежащий вне привычных положенностей намек на продолжение движения;
именно поэтому мы решили избрать такую тему для нашей весенней выставки
В названии проекта неслучайно отсутствуют знаки препинания – таким образом
мы хотим обратить внимание на необходимость различных, возможно противоположных
высказываний и интонаций. Как и все предыдущие «Сессии» - это выставка-лаборатория,
которую мы хотим сделать максимально разнообразной.
Вот только некоторые
вопросы, котрые мы хотели задать участникам:
Есть ли вообще место поэтике и художественному в современных трудовых
отношениях?
Освободились ли мы от «аллергии» на образы труда, как части советской
идеологемы?
Что такое труд в современном обществе, какой он – творческий, сизифов
или мартышкин?
Актуально ли бегство от цивилизации «к труду на земле»?
Что такое работа и что такое труд – всегда ли они тождественны?
Кто он – труженик постиндустриальной экономики? Офисный планктон или интеллектуал,
владеющий технологиями?
Художник – кто ты? Труженик арт-индустрии, производитель предметов роскоши
или все еще некто, стоящий выше производственных отношенний? Кто твой
работодатель? Чему ты служишь?
Планируемая экспозиция приурочена к Дню международной солидарности трудящихся
1 Мая.
Предлагается устроить обсуждение с участием художников, философов, социологов,
политиков.
Кураторы Андрей Волков, Алексей Иорш
Каталог выставки:
|
|