вернуться
на главную страницу

 

 

 

на сайте Российской академии художеств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

 

 

 

На сцене вечности
Российская академия художеств
28 сентября - 9 октября 2005

Выставка живописи Александра Трифонова к 30-летию. Фигуративный экспрессионизм.


 

Выставка произведений Александра Трифонова «НА СЦЕНЕ ВЕЧНОСТИ» знакомит с творчеством живописца, принадлежащего к поколению молодых художников – авангардистов. Известный американский коллекционер Александр Глезер определил стиль, в котором работает художник, как «фигуративный экспрессионизм».
А.Трифонов родился в Москве в 1975 году. Проходил срочную военную службу в качестве художника в театре Российской Армии. Живописью занимается с 1988 года после победы в конкурсе «Рисунки на асфальте». Спустя десять лет в картинах Трифонова, представленных на выставке «Молодая Россия» в Москве и Нью-Йорке, уже была видна своеобразная творческая манера молодого живописца. Его работы отличаются активным поиском своего стиля и круга образов, через которые он может выразить собственное понимание жизни.
В экспозицию выставки вошли живописные произведения из цикла «Несение креста», пластические вариации на тему «Черного квадрата» Малевича, полотна, в которых через образы реальных предметов художник стремится передать сложность человеческих отношений, чувств, переживаний.
Атмосфера маскарада, игры пронизывает пространство полотен Трифонова, на которых возникают фантастические образы египетского бога Анубиса, диковинных, ярких, не существующих в природе животных и птиц.
Многие картины художник пишет на черном фоне, который, как театральный задник, помогает передать фактуру предметов, выхваченных ярким лучом или потоком света. Благодаря резкому контрасту света и тьмы такие полотна, как «Мейерхольд», «Русская Герника», проникнуты трагическим мироощущением.
В своих картинах художник стремится выявить «внутренний голос вещей». Поэтому самые простые, обыденные предметы обретают в них универсальное звучание.
Главными персонажами многих полотен Трифонова являются бутылки. Художник наделяет их человеческими характерами, темпераментами, чувствами. Они страдают от одиночества, подглядывают друг за другом, сливаются в танце и просто живут, напоминая своими изогнутыми стеклянными телами фигуры людей.
Своеобразная музыкальность картин Трифонова навеяна образами ритмичных испанских народных танцев: «Пассакалья», «Сегидилья», «Фанданго». Грустная улыбка красного быка и хрупкое танцующее стекло – одни из основных образов серии «Болеро». Человек на них присутствует незримо, словно «за кулисами сцены», на которой предметы разыгрывают действие.
Содержание таких картин, как «Чайка», «На сцене вечности», «Гамлет», можно понять через ассоциативный ряд предметов, тщательно выписанных яркими локальными красками: синим, красным, желтым. Сатира проникает в полотна художника, и тогда возникают натюрморт «Пасхальный серп и молот» или картина «Новое поколение», где представлен ряд однообразных расколотых голов. У людей отсутствуют лица, или они решены схематично, условно. Швея без лица за швейной машинкой. Виолончелист без головы. Фантасмагория, пронизанная иронией. На «сцене вечности» - люди как персонажи театра марионеток.
В живописи молодого художника чувствуется влияние мастеров европейского и русского авангарда начала ХХ века. Тем не менее Александр Трифонов стремится сохранить в искусстве свою творческую индивидуальность. «Живопись – это не копирование природы, не человеком созданной, а выплеск на холст собственного мира», - говорит художник.

Александр Трифонов является участником многих выставок в России и за рубежом, среди которых - «Молодая Россия» в Москве и Нью-Йорке, аукцион «DROUOT-RICHELIEU» в Париже, «Современный русский авангард 1958-1998» в Нижегородском государственном выставочном комплексе, «Болеро» в галерее А3 в Москве, на Мальте и др.

Сегодня творчество Трифонова не ограничивается станковой живописью, он является главным художником журналов «Наша улица» и «АРХИДОМ».

 

 

Александр Трифонов перед зданием академии художеств на Пречистенке, 21.

 

Юрий Кувалдин и Сергей Филатов открывают выставку Александра Трифонова в Российской академии художеств. 28 сентября 2005

 

 

Александр Трифонов и Юрий Кувалдин в академии художеств. 28 сентября 2005

 

Открытие выставки "На сцене вечности" в Российской академии художеств. 28 сентября 2005

 

Открытие выставки "На сцене вечности" в Российской академии художеств. 28 сентября 2005

 

Открытие выставки "На сцене вечности" в Российской академии художеств. 28 сентября 2005

 

Открытие выставки "На сцене вечности" в Российской академии художеств. 28 сентября 2005

 

Открытие выставки "На сцене вечности" в Российской академии художеств. 28 сентября 2005

 

Открытие выставки "На сцене вечности" в Российской академии художеств. 28 сентября 2005

 

Александр Трифонов в Российской академии художеств. Октябрь 2005

 

Александр Трифонов в Российской академии художеств. Октябрь 2005

 

Александр Трифонов в Российской академии художеств. Октябрь 2005

 

 

СТЕНОГРАММА ТОРЖЕСТВЕННОГО ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ
АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
"НА СЦЕНЕ ВЕЧНОСТИ" 28 сентября - 9 октября 2005 года


В Российской Академии художеств прошла выставка художника Александра Трифонова "На сцене вечности", посвященная 30-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности этого талантливого и необычного художника, фигуративного экспрессиониста и нонконформиста, молодого, но уже ярко проявившего себя в искусстве. Выставка превратилась в очередной праздник журнала "Наша улица" и культурной общественности и собрала в стенах Академии на Пречистенке такое количество любителей живописи, какого здесь давно не было - наверное, со времен Репина, Сурикова и Васнецова. На вернисаже выступили писатель, он же главный редактор журнала "Наша улица" Юрий КУВАЛДИН (ведущий вечера), Президент фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей ФИЛАТОВ, художник Александр ТРИФОНОВ, скульптор Владимир БУЙНАЧЕВ, писатель и драматург Андрей ЯХОНТОВ, артист Театра Армии Александр ЧУТКО, композитор-симфонист Виталий ЛОРИНОВ, музыкант и прозаик Анна ВЕТЛУГИНА с группой "Кантикум" ("Песенка"), поэтесса Нина КРАСНОВА, бард и прозаик Алексей ВОРОНИН, бард и художник Евгений БАЧУРИН, певец и композитор, солист оркестра Утесова Анатолий ШАМАРДИН. Предлагаем вниманию наших читателей выступления участников вернисажа.

Юрии КУВАЛДИН, писатель, главный редактор журнала "Наша улица":
- Дамы и господа! Сегодня мы собрались здесь, в стенах Академии художеств, по очень торжественному случаю, на вернисаж художника-нонконформиста, фигуративного экспрессиониста Александра Трифонова. Александр Трифонов начал рисовать с четырех-пяти лет. Так до сих пор и рисует. Некоторые фрагменты его раннего творчества помещены на витрине (под стеклом, в зале. - Н. К.). К своим 30-ти годам он написал порядка семиста холстов, малая толика которых представлена здесь, на выставке: сорок пять работ. Причем они даны в таком немножко смешанном порядке, но они говорят о некоей ретроспективе творчества художника, потому что здесь есть работы, сделанные им в двадцать лет, в двадцать один год. И вот те работы, ранние, они в 90-е годы экспонировались Сашей в очень почетном месте, в Ахматовском культурном центре на Большой Ордынке, дом 15, кв. 13, в квартире Ардовых, где постоянно останавливалась Анна Андреевна Ахматова, когда приезжала в Москву. У Александра Трифонова было уже достаточно много выставок, и коллективных, и персональных. И выставка в Академии художеств, на которой мы присутствуем, - это некоторый как бы итог его пути на определенном отрезке времени. И по представленным здесь работам уже виден путь художника, видно направление, в котором он продвигается, направление это очень яркое. Здесь виден его неповторимый стиль, стиль далекий от того, что, скажем, приветствовалось в советский период истории нашей страны, когда с такой авангардной живописью выставиться у нас в России было практически невозможно. Тогда в искусстве приветствовался фотографизм и в галереях выставлялись в основном копировщики, как я их называю. То есть, на мой взгляд, Саша, в отличие от них, формирует свой художественный мир доступными ему средствами и в доступных ему символах и образах. Я далее не буду растекаться мыслию по древу, а предоставлю слово человеку, который принимает очень большое участие в судьбе художника Трифонова, поскольку Саша вот уже сейчас (буквально на днях) оформил третий выпуск сборника "Новые писатели России", который выходит ежегодно по результатам совещаний молодых писателей России, в Липках, это под Звенигородом, которые организовал и проводит Президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, председатель Конгресса интеллигенции России Сергей Александрович Филатов. Я попрошу Сергея Александровича сказать несколько слов.
(Аплодисменты.)
Сергей ФИЛАТОВ, Президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, Председатель Конгресса интеллигенции России:
- Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я хочу в этих стенах выразить глубокую благодарность Зурабу Константиновичу Церетели, который заметил молодого талантливого художника Александра Трифонова и обратил свое внимание на его живопись и предоставил нам этот чудесный зал для того, чтобы сегодня мы были на открытии выставки этого художника, искусство которого и привлекает, и удивляет, и заставляет мыслить, и заставляет думать о том, что представлено на этих картинах. Саша вообще по-своему, мне кажется, видит мир, и не просто видит, он по-своему хочет нам его показать. Он отрицает фотографический реализм, к которому мы все привыкли, и я не могу сказать, что мы не любим этого реализма или мы его отрицаем, нет, просто искусство входит в нашу жизнь не только через реализм, но и через другие художественные методы, через какой-то другой взгляд художника на наш мир. И в этом плане, я думаю, мы сегодня сделаем здесь для себя какие-то новые открытия. Саша неоднократно выставлялся в разных галереях, поэтому я не могу сказать, что сегодня презентация его живописи, его первое, так сказать, появление перед обществом. Но мы и сегодня, как и в те годы, когда он выставлялся неоднократно в других местах, видим его новые шаги в искусстве, новое движение вперед, новые картины этого талантливого, замечательного художника, который, я думаю, будет известен и нашей общественности, и зарубежной, и я думаю, что его полюбят в широких культурных кругах... Я очень благодарен Саше за то, что он взял на себя оформление серии книг молодых писателей России, выпуском которой занимается Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ и издательство Юрия Кувалдина "Книжный сад"... Мы называем эту серию "Новые писатели России". Саша участвует в выпуске уже третьей книги. Фактически это получается союз художника и молодой литературы. И Саша своим оформлением обложек этой серии показывает нашу молодежь литературную с очень интересной, так сказать, своей точки зрения. На его обложках нарисован новый мир, который символизирует собой нашу молодую литературу. И я очень благодарен Саше за этот его большой, очень нужный и очень красивый труд, который у кого-то вызывает, конечно, и споры, как все новое. Когда мы получили первую книгу в художественном оформлении Саши Трифонова, я помню, какая была на это реакция у разных людей, очень неоднозначная. Одни с колоссальным восторгом приняли это, а другие сказали: это что - насмешка, что ли, так сказать, над нами или что-нибудь еще? Но даже и они впоследствии сказали, что это всё - великолепно, то есть пересмотрели и изменили свое отношение к его искусству. Саша, так что я хочу поздравить тебя с твоим юбилеем, с днем рождения, с 30-летием. И хочу поздравить тебя с твоей блестящей выставкой, то есть - с отличными творческими результатами... И пожелать тебе всего самого доброго на твоем творческом пути в будущем. Я думаю, все ко мне присоединятся. Спасибо тебе.
(Продолжительные аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Я попрошу художника Александра Трифонова сказать несколько слов о том, как он понимает живопись.
Александр ТРИФОНОВ, художник, юбиляр, виновник торжества:
- Здравствуйте, спасибо всем пришедшим за то, что вы пришли сюда, на мой вернисаж. Как здесь говорилось, я довольно рано, лет в двадцать уже, отказался от изображения реалистических пейзажей, натюрмортов, классических сцен, каких-то там березок, церквушек... Потому что я понял, что до меня все уже было сказано в этом духе и Левитаном, и Поленовым, и Нестеровым и что цель художника - создание собственного мира и создание собственного изобразительного языка. И в моем творчестве для меня главной целью всегда и было это - создание своей собственной линии. В этом мне помогает творчество известных художников, французских импрессионистов, постимпрессионистов - Малевича, Кандинского, Пикассо, Модильяни. Изучая их, я поражался смелости однажды выбранного ими курса на новое и ни на что не похожее и верности этому курсу. Всегда очень трудно - делать что-то новое, потому что люди воспринимают это в штыки. Моя выставка "На сцене вечности" - она ретроспективная, она охватывает мое творчество за последние десять лет. В моих картинах можно проследить развитие, изменение, повторение и приверженность одной определенной линии, выработанной мной еще во время моей работы в театре. Я отталкиваюсь от сцены. Поэтому и название у моей выставки такое - "На сцене вечности". Сзади сцены - черный задник, на сцене -минимум предметов, минимум людей, условность мира, условность в картинах, в образах и во всем. Обратите внимание на названия моих картин - литературно-театральные - "Чайка", "Гамлет", "Ворона-повесть", "Ворона-пьеса", "Конец реализма", "Исчерпанная истина" и, наконец, "На сцене вечности".
(Продолжительные аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Я бы хотел, чтобы несколько слов о художнике Александре Трифонове сказал известный скульптор Владимир Буйначев. Уже прошло, Владимир Петрович, сколько лет?.. много, лет семь прошло с тех пор, как вы вместе с Сашей выставляли свои работы в Доме скульптора, вы, Владимир Петрович, - скульптуру, а Саша - живопись. Пожалуйста...
Владимир БУЙНАЧЕВ, скульптор:
- Ну, мы с ним выставлялись там, конечно. Но я уже все забыл. И сегодня я Сашу Трифонова увидел как бы в первый раз. И вот о чем подумал. Есть легкий путь в искусстве. Это когда мама отводит школьника в художественную школу. Потом он поступает в институт. А потом он находит себе хорошего учителя или сам выбирает его себе... или к нему сверху самой судьбой спускается некий мэтр, за которым он и следует. И в принципе это легкий путь. Но там есть такая опасность, когда у хорошего учителя ученики получаются все одинаковые. Вот это вот Саше удалось избежать. И он пошел другим путем. А другой путь это, собственно, он единственный для любого выдающегося художника, для любого крупного художника. Это путь самоучительства, когда художник наблюдает себя со стороны и сам определяет свой путь, сам себя воспитывает и сам ставит перед собой задачи. Вот этим путем пошел Саша. Я хочу пожелать ему мужества на этом пути и больше отстраненности от себя, то есть более внимательного и независимого взгляда на самого себя со стороны. Потому что это главное условие формирования личности художника. Но я думаю, что Саша и идет таким путем. И я хочу пожелать ему успехов. И я думаю, что в следующем десятилетии мы уже встретимся не с юношей, а с мужем. И я думаю, что он нас удивит еще больше. Спасибо тебе...
(Аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Слово предоставляется Андрею Николаевичу Яхонтову, знаменитому писателю, в недавнем прошлом заведующему клубом "Литературной газеты" "12 стульев".
Андрей ЯХОНТОВ, писатель, драматург:
- В далеком прошлом я заведовал клубом "12 стульев", в советские времена. Вспоминать об этом практически уже невозможно. Я действительно знаменит - вот в этом кругу, в котором мы собрались, на самом деле я знаменит в этом кругу только благодаря своей дружбе с Юрием Александровичем Кувалдиным. Я очень горюю, что я не молодой писатель, уже не молодой. А то бы Саша оформил мою какую-нибудь книжку. Он работает только с молодыми. В его творчестве мне дорого то, что картины его произрастают на фундаменте литературы. Мы можем только по их названиям пройтись и увидеть тот духовный мир, который сформировал этого художника: "Над пропастью во ржи", "Ворона", "Чайка"... Но мы никогда не догадаемся, откуда это все у него взялось, если мы сами не прочтем эту литературу и не поймем, кто именно оказал на него сильнейшее воздействие. Почему у этого художника на картинах появилась "Ворона-пьеса", "Ворона-повесть"? А потому что такие произведения есть у Юрия Кувалдина... А "Чайка" - есть у одного из самых любимых писателей Кувалдина - Чехова... Я хочу сказать, что Саша очень смелый человек, отважный человек. Обычно дети писателей становятся писателями. А Саша пошел своим путем. Уже в этом видна независимость его характера. Он смело назвал свою картину "Черный квадрат и красный шар". И это говорит о том, что он полемизирует не только с современниками, но и с классиками. С вечностью? Я наблюдаю за ростом Саши, вижу, как он растет не только в смысле расширения залов и престижности этих залов, но и в смысле творческого роста, постижения действительности. Саш, я очень рад, что у тебя все так складывается, как складывается. Дай бог тебе продолжать сомневаться в себе, но все равно упрямо идти вперед, своим путем. Это путь, который приведет тебя к успеху. Не обольщайся радостями, не горюй по поводу неудач, а просто иди вперед. Счастья тебе.
(Аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо большое. На этом мы торжественную часть, первое отделение нашего вечера, заканчиваем. И переходим ко второму отделению, в Белый зал Президиума Российской Академии художеств, где будет силами артистов дан небольшой концерт. А после концерта будет фуршет.
(Первым в неторжественной части программы вечера выступил певец и композитор Анатолий Шамардин, солист оркестра Леонида Утесова, автор журнала "Наша улица", он по просьбе Юрия Кувалдина спел песню на стихи Алексея Фатьянова "В городском саду играет духовой оркестр...".)
Александр ЧУТКО, артист Театра Армии:
- Я знаю художника Сашу Трифонова давно, еще с тех пор, когда он проходил военную службу в Театре Российской Армии, где я работал и работаю по сей день. Я был свидетелем первых шагов этого художника в большое искусство. И рад, что он далеко пошел. Его картины из года в год становятся все более яркими и глубокими. И дай бог ему счастливого творческого пути, новых замечательных выставок и своего места под солнцем (и под юпитерами) на сцене вечности.
(Александр Чутко прочитал два стихотворения Александра Тимофеевского - "Рецепт наливки из рябины" и "Жена, не голоси...".)
(Аплодисменты.)
Виталии ЛОРИНОВ, композитор-симфонист:
- Александр Трифонов - художник современный и самобытный. Он не мог сформироваться просто так, без почвы, без фундамента. Его почвой и фундаментом стал русский и зарубежный авангард. Это факт. У каждого вида искусств своя лексика, свои средства выражения. И у живописи Александра Трифонова - тоже. Не надо в его работах искать сюжет (есть ли сюжет в "Черном квадрате" Малевича?), не надо разгадывать в них творческий замысел художника. Живопись, как и музыку, надо не столько понимать, сколько ее надо чувствовать, воспринимать эмоционально. Живопись Александра Трифонова - это настоящая симфония цвета, цветомузыка, если хотите. Это - пир искусства, который радует нас. Выставка работ Александра Трифонова в Академии художеств - это событие большое. Я поздравляю вас, Саша, с этим событием и желаю вам дальнейших творческих успехов.
(Виталий Лоринов сыграл на рояле свою джазовую импровизацию на тему известной песни Джоржа Гершвина "Любимый мой".)
(Аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- А сейчас выступят такие же молодые, как Саша, певцы, композиторы, писатели. Вот - Анна Ветлугина, автор журнала "Наша улица", очень талантливая, на мой взгляд, писательница, она пишет прозу. (В принципе я в своем журнале в основном с прозой и с прозаиками работаю.) И помимо своей хорошей прозы она радует меня своими музыкальными сочинениями и исполнительким мастерством. Аня, пожалуйста.
Анна ВЕТЛУГИНА, композитор, прозаик:
- Я хотела бы пожелать Александру в день его рождения - Божьей благодати, Божьего благословения. Мы (участники группы "Кантикум") сейчас споем песню. Музыка этой песни написана мною недавно на средневековый гимн Деве Марии. К Деве Марии люди обращались в скорбях и в радостях. Я считаю, что искусство - это некое море, бурное. Пусть Дева Мария покровительствует вам в искусстве, Александр, всегда. С днем рождения вас.
(Анна Ветлугина, Петр Лелюк и солистка группы "Кантикум" певица Нина Молодцова исполнили гимн Деве Марии.)
(Аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- А сейчас я прошу выступить замечательную поэтессу Нину Краснову, постоянного автора журнала "Наша улица". Пожалуйста...
Нина КРАСНОВА, поэтесса:
- В этой Академии художеств когда-то проходили персональные выставки таких художников, как Васнецов, Репин, Суриков, здесь же проходили выставки самых лучших художников нашего времени, но в основном маститых, которые уже вошли в историю искусства. И здесь же сегодня, в этих святых стенах, проходит открытие выставки нашего замечательного, молодого, но уже известного художника Александра Трифонова. Мне кажется, что это очень символично и знаменательно, то, что именно молодой художник, которому всего 30 лет от роду, показывает здесь сегодня свои картины, чего, наверное, не бывало за всю историю Академии, со дня ее основания, с 1757 года. Он - здесь первый такой (то есть Академия дает дорогу молодым). И еще символично и знаменательно то, что он ведь - не академический художник, а даже наоборот - как бы антиакадемический, далекий от академизма. Александр Трифонов новатор в живописи. Он не копирует жизнь, а создает свой мир, создает свое новое искусство. Его картины могут сначала показаться кому-то непривычными и странными. Но новое всегда сначала кажется непривычным и странным, а потом становится образцом для подражания, эталоном, классикой. Он испытал на себе влияние Малевича, Кандинского, Пикассо и других художников. Но преодолел все влияния. И получился совершенно ни на кого не похожим, ни на кого из своих учителей и кумиров. Он похож на самого себя, как я сказала об этом в своем эссе о нем. И мы видим сейчас его картины - это красота, описуемая только изобразительными средствами литературы, поэзии. Поэзия красок и форм.... На витрине выставки помещен "Цыпленок", которого Саша нарисовал в два или три года. Этот цыпленок получился у него такой авангардный, такой милый и умилительный... Саша тогда и сам был маленьким, как этот цыпленок. А теперь вырос и стал большой птицей большого полета и достиг в своем творчестве большой высоты, а иначе его сюда никто не пригласил бы. Мне радостно поздравить, и я поздравляю Сашу с 30-летием, которое совпало с большим и исключительно важным событием, с открытием персональной выставки этого суперталантливого художника. И я желаю ему не терять своей высоты, поднимать свою планку и достигать новых и новых высот в искусстве... А сейчас я прочитаю свои стихи, посвященные Александру Трифонову, которые были напечатаны в журнале "Наша улица", в первом номере 2004 года.
(Нина Краснова прочитала свои стихи "Александру Трифонову", две части: "Не соблазнясь бутылками с питьем, // Не встав на путь богемный, декадентский, // В искусстве ты идешь своим путем, // И вслед тебе глядят Малевич да Кандинский..."; и - "Ты - художник нового века, // Ты - художник новых веков...")
(Продолжительные аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- А теперь я предоставлю слово представителю города Ярославля, уже достаточно известному барду, а для меня главное - очень хорошему, качественному прозаику, который обращает в прозе внимание не на содержание, а на форму, а в искусстве главное это форма, которая в сущности и есть содержание. Он сам скажет, что он исполнит. Пожалуйста, Алексей.
Алексей ВОРОНИН, прозаик, бард:
- Спасибо Юрий Александрович. Вы как всегда не жалеете лестных слов для тех, кого вы любите. Это очень приятно, спасибо. Саш, тебе 30 лет. 30 лет - конечно, замечательный возраст. Ты находишься, как сказал бы Карлсон, "в полном расцвете сил". И этот расцвет, я думаю, будет у тебя и дальше, еще по меньшей мере лет двадцать-тридцать. У тебя сейчас даже еще не расцвет, а начало пути, наверное. А расцвет у тебя - впереди. Мне сорок один год. И вот только в сорок лет я понял, что я становлюсь человеком. Так что я поздравляю тебя с днем рождения... В тридцать лет у меня не было такого дня рождения, как у тебя. Поздравляю. И желаю тебе, Саш, чтобы у тебя в душе подольше оставалось ощущение детскости и ясности.
(Алексей Воронин спел две свои песни: "В маленьком раю" - "Я жил когда-то в маленьком раю"; и "Девочка и город" - "Город похож на кутузку: сырость, бомжи, грязь".) (Продолжительные аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- У нас на вернисаже присутствует великий бард Евгений Бачурин. Где он? Евгений Владимирович, вы здесь? В досягаемости? (К зрителям.) Он теперь у нас не просто бард, а заслуженный деятель искусств России. Он говорит, что он болен бронхитом. Если Евгений Владимирович не споет, тогда скажет пару слов.
Евгений БАЧУРИН, бард, художник:
- Я смотрел сейчас журнал "Наша улица", с которым я уже давно знаком. Его выпускает наш замечательный автор... я даже не знаю, как вас назвать, Юрий Александрович? Кто вы? С одной стороны - вы автор, пишете прозу. А с другой стороны - вы издатель, главный редактор. И что бы вы ни делали, вы - организатор наших побед и наших... кто-то сказал - поражений, а я бы сказал - все-таки побед. Это важный момент. Я вот просто пользуюсь, так сказать, случаем, чтобы сказать вам это... Сегодня у Саши такой торжественный день - одна из многих выставок, на которых я бывал. Лет ему невероятно мало. И по сравнению со мной он, можно сказать, просто внук уже. Что там с ним и у него будет дальше, трудно сказать. Но если говорить о вашем сыне, то можно сказать, что он - перспективный юноша, в том плане... в плане живописи, я не иронизирую, я считаю, действительно, есть что посмотреть на его выставке. Я не все могу у него воспринимать, не все могу как-то принимать. Но при всем при том я вижу, что у человека есть, появляется свой мир, безусловно. И, наверное, будет свой стиль, и он уже намечается. Я считаю, что это немало, и даже слишком много для тридцати лет. У него такое великолепное начало. Не всем удается осуществить себя таким образом, как он. Тем более что ты можешь выставляться в хороших залах. Это тоже очень важный момент. Ну вот. А я хотел еще перейти к отцу, к вам, Юрий Александрович, поблагодарить вас за все за то, что самое главное вам удалось сделать, - воспитать такого сына. Ну, помимо всего прочего, сколько вы еще всего сделали самых необычайных по-своему дел, помогая другим людям, - я не имею в виду только себя, но я знаю ряд людей, которые к вам относятся с великой благодарностью. Я думаю, это даже не менее важное свойство человеческое, чем талант сугубо писательский или талант сугубо художественный, понимаете, помогать другим людям. Это тоже дар божий. Далеко не всем он дан. Вот. И так что, видите, я не мог говорить единолично о Саше, а только идентично о вас обоих, потому что все это соединено вместе, тем более - мы давно знаем друг друга. Для меня эта ваша семья представляет особый какой-то такой... необычный такой букет. Совершенно его даже не с чем сравнить в том смысле, что он и по цвету своему, и по своему аромату какой-то особенный. Он, так сказать, редкий случай - отец и сын. Я могу благодарить свою судьбу за то, что я с вами когда-то повстречался. В результате вот знаю Сашу. На прощание я прочту один стишок, естественно, не свой, потому что своих я вообще не помню наизусть. Стишок, который имеет отношение к художникам. "И черный рак на белом блюде // Поймал колосья синей ржи" - Велимир Хлебников.
(Евгений Бачурин прочитал стихотворение Велемира Хлебникова "И черный рак на белом блюде...".)
(Аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Поскольку Бачурин сегодня вообще не может петь, вместо него споет одну из его песен замечательный певец Петр Лелюк из группы "Кантикум". Я часто прошу Бачурина: "Евгений Владимирович, спойте "Дерева". Он говорит: "Вы меня достали этими "Деревами", меня они преследуют уже". Не-е-т, мы споем "Дерева".
(Петр Лелюк спел песню Евгения Бачурина "Дерева". Юрий Кувалдин подпел ему со своего места.)
Юрий КУВАЛДИН:
- Завершает наш небольшой праздничный концерт, нашу праздничную программу Анатолий Шамардин. Он исполнит две песни на стихи моего любимого поэта Алексея Фатьянова.
Анатолий ШАМАРДИН, певец, композитор, солист оркестра Леонида Утесова:
- Искусство Александра Трифонова - яркое, сочное, веселое по своим краскам, от него веет позитивизмом, хотя тематика некоторых картин у этого художника грустная и в них есть намек на то, что не все благополучно в нашей жизни, что она далека от совершенства. Искусство Александра Трифонова очень необычное, в нем нет банальности, нет фотографирования реальной действительности, а есть особое изображение этой действительности посредством неожиданных форм, подбора цветов. Оно создает у зрителей определенный настрой и наводит их на размышления о смысле жизни и воспринимается на подсознательном уровне. "Птица счастья завтрашнего дня", у которой клюв больше туловища, навевает на меня личные впечатления о самом себе, потому что у меня тоже клюв большой, как у этой птицы, я чувствую в ней что-то такое родственное мне, и поэтому она мне очень симпатична. А какой зоркий у нее глаз, это вещий глаз, он внимательно созерцает окружающую среду. Я вижу в картинах Александра Трифонова что-то сказочное: домик с неправильными формами, с бордовой крышей и с белой трубой и черным квадратом тени на трубе и с лиловыми проемами окошек... и дерево без листьев, и яркие, пестрые обрезки строительного материала... в этом есть что-то очень уютное, притягательное, что-то от ушедшего детства, в атмосферу которого погружаешься благодаря художнику... Живопись Александра Трифонова вызывает у меня восхищение. И когда смотришь его выставку, не одну картину, а много картин, тогда лучше понимаешь, какой это потрясающе талантливый и оригинальный художник.
(Анатолии Шамардин, который до этого спел песню на стихи Алексея Фатьянова "В городском саду играет духовой оркестр...", под гитару, на которой он сам и играет, и под мандолину, на которой саккомпанировал ему его друг и тезка, музыкант Анатолий Кузнецов, под ту же гитару и под ту же мандолину спел в заключение вечера песню на стихи Алексея Фатьянова "Где ж ты мой сад..." и - по заявкам слушателей - итальянскую песню-ретро "Римская гитара". Юрий Кувалдин и зал подпел певцу.)
(Продолжительные аплодисменты.)
Юрий КУВАЛДИН:
- На этом мы заканчиваем концерт. Переходим к картинам, все дружно переходим к картинам, где будет фуршет, заключительная часть вернисажа.
(После этого состоялся фуршет в современном западно-российском стиле, с минеральной водой, соками, легким вином и легкими закусками на подносах официанток, с орешками-арахис и шоколадными коробочными конфетами и с обменом мнениями участников вернисажа о вернисаже.
Гости вечера получили в подарок 9-й номер журнала "Наша улица" 2005 года, книги Юрия Кувалдина "Кувалдин-Критик" и книги-альбомы "Художник Александр Трифонов".)

Материал подготовила поэтесса Нина КРАСНОВА

 

 

 

 

 

вернуться на главную страницу

 


   

Copyright © художник Александр Трифонов 2012
Охраняется законом РФ об авторском праве

trifo@rambler.ru