произведения
художника
александра трифонова
немчиновка
-
130 лет малевичу
о
творчестве художника александра трифонова
вернуться
на главную страницу
|
Казимир
Малевич
"Черный квадрат", 1915. Холст, масло,
80 х 80 см
Государственная Третьяковская галерея
Александр Трифонов
Я и Малевич
Малевич со своим «Черным квадратом» не дает
мне покоя. Я использовал его в своих картинах много раз. И никогда в последствии
не жалел об этом, с присутствием черного квадрата картина наполнялась
смыслом и обретала более звонкое графическое звучание, поэтому использовать
его как символ я не перестаю снова и снова. Он служит и символом протеста
и знаком «кирпич» для непосвященных в тайны творчества людей.
Первый раз я сознательно применил черный квадрат в картине «Квадратный
портвейн Казимира Малевича», по совету своего отца писателя Юрия Кувалдина.
В той работе эта замечательная картина – знак-манифест, расположена на
мольберте рядом со столом на котором стоит бутылка портвейна с этикеткой
«Алушта». Все это происходит на театральной сцене. Картина получилась
гармонично-динамичной, квадратный холст дополняет округлую бутылку, а
черный квадрат в картине хорошо перекликается с черными кулисами.
Вдохновившись новой темой, я сделал несколько других композиций, с использованием
черного квадрата, и назвал их «Конец реализма». Теперь с картиной соседствовали
красный шар или более изогнутая бутылка. Здесь черный квадрат был не просто
картиной, а знаком, противопоставляемым реальному миру с его классически-реалистическим
пониманием действительности.
В 2006 году в своей уже более новой интерпретации черного квадрата в картине
«Путями черного квадрата» я использовал его иначе – более свободно. Большой
«Черный квадрат» стоит на мольберте в центре картины, а маленькие квадраты,
словно птицы, летают вокруг опираясь на провода, создают динамику. В этой
картине можно находить разные философские смыслы, но один из главных это
принцип повторения, вечного возвращения к оригиналу и бесконечная множественность
реальностей.
Последняя на данный момент картина на эту тему - «Мой друг Малевич» 2007
года, написана уже в новой манере. Здесь вся картина обрамлена нарисованной
рамой, а черный квадрат, как знак, находится в центре и скрепляет всю
композицию из разноцветных и разнофактурных плоскостей.
Некоторые непонимающие искусство люди, часто любят приводить в пример
Малевича, что и мы бы так смогли нарисовать, что «Черный квадрат» это
обман и глупость. Но для начала надо стать Малевичем, потом нарисовать
квадрат, потом провозгласить его символом нового искусства, где нет места
копированию действительности не художником созданной, и трудом всей своей
жизни прославить свой квадрат. Это примерно, как забить пенальти в финале
чемпионата мира по футболу, забить просто пенальти могут миллионы, а дойти
до финала и забить его в самый ответственный момент смогут только единицы.
И про них тоже можно сказать: я бы так смог.
Своим квадратом Казимир Малевич ставит окончательную точку в реалистическом
искусстве, в копировке действительности, копировать уже может фотоаппарат,
художнику не нужно тратить на это время, он движется дальше по пути создания
своего искусства. И мне очень приятно, что таким переломным художником,
повернувшим развитие всего мирового искусства, является русский художник.
Всем смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его характеру
взрывную энергию он привнес в свое творчество. Его эволюция живописца
похожа на серию взрывов и катастроф. Разоблачая академические художественные
стереотипы, Малевич проявил яркий темперамент критика-полемиста. Исследователи
говорили, что это был «"испытательный полигон", на котором искусство
живописи проверяло и оттачивало свои новые возможности». Биография Малевича
необычна и запутана. Художник сам менял ее как хотел, специально изменяя
годы и события, она кажется нам необычайно насыщенной, полной контрастов,
взлетов и падений. Малевич мечтал посетить Париж, но ему так и не удалось
это сделать. Ему не удалось испытать множество эстетических и житейских
радостей, доступных его более обеспеченным и образованным коллегам. Он
самостоятельно прошел трудный путь от скромного самоучки до известного
художника, принимал участие в двух революциях, сочинял футуристические
стихи, реформировал театр, увлекался теософией и астрономией, преподавал,
писал философские труды, сидел в тюрьме, был директором института и безработным...
Пунин писал, что Малевич принадлежал к тем людям, которые были «заряжены
динамитом». Не каждый из знаменитых художников мог так поляризовать общественное
мнение. Малевич всегда был окружен преданными друзьями и страстными соперниками,
у критиков он вызывал самую грубую брань, «ученики его боготворили, как
Наполеона армия». Даже в наше время много людей, имеющих резко противоположное
отношение и к наследию Малевича, и к его личным качествам.
В детстве я со своей мамой бывал на месте, предполагаемой могилы Казимира
Малевича, мы доезжали от станции «Рабочий поселок» до «Ромашково» на электричке
и шли через село по полям к маленькому памятнику на опушке леса. Я не
совсем понимал, что это, но тот памятник очень четко запомнился мне –
красный квадрат в центре белого большого квадрата. Позднее я узнал, что
это только предполагаемое место могилы великого художника. Настоящую недалеко
от деревни Немчиновка разрушили в 41 году во время боевых действий. Получилось,
что и после смерти, как в жизни, с Малевичем происходили мистификации.
Физический он исчез с Земли бесследно, но оставил после себя «Черный квадрат»
и новое слово в искусстве.
Малевич был выдающимся художником, которые внес огромный вклад в развитие
всего мирового искусства и моего тоже.
2007
Александр Трифонов. "Мой друг Малевич",
2007. Холст, масло, 100 х 70 см
|
|