|
Александр Волобуев
Александр Волобуев. 2005
"ОСТАЛЬНОЕ СДЕЛАЕТ ВДОХНОВЕНИЕ..."
Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит молодому художнику Александру Трифонову, она взята из его буклета, выпущенного в 2003 году. Я знаком с картинами А. Трифонова по репродукциям в нескольких номерах журнала "Наша улица" и по оригиналам, висящим в редакции журнала. Большую экспозицию его картин увидел в галерее "Кентавр" в мае 2003 года. Александр Трифонов пишет: "Нужно перестать копировать природу, окончательно разучиться рисовать, чтобы начать понимать Пикассо и Кандинского, чтобы чувствовать себя новым художником". Но я-то как раз принадлежу к тем немногим (или многим?), кто так и не начал понимать Пикассо и Кандинского, а также Шагала, Малевича и Дали, и других авторов абстрактного искусства, кубистов и сюрреалистов. Я не восхищаюсь ни "Черным квадратом" (как, впрочем, и фигурами других цветов), ни летающими над городом людьми. Я, как ребенок из сказки Андерсена, продолжаю восклицать: "Да ведь король голый!" Более того, читая откровения Пикассо и Дали о том, что они презирают своих почитателей, обманывают их, все больше утверждался в своем мнении. Вот, например, Сальвадор. Дали, пишет: "Наше время - эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов своей эпохи все, что только можно". Меня больше трогают картины великих реалистов, в том числе русских, таких, как: А. И. Куинджи, И. К. Айвазовский, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин, В. Д. Поленов и многие другие - их картины фотографиями мне не кажутся. И вот с такой эмоциональной и "искусствоведческой" позицией я пришел на выставку Александра Трифонова. Должен сказать, что, отбросив все "теоретические" предпосылки, стал рассматривать картины со все возрастающим интересом. Я понял, что выбранная художником манера письма идет не от неумения точно отображать реальность, а действительно от сиюминутного порыва вдохновения, от желания именно таким образом передавать свои чувства. Это подчеркивает натуралистичность некоторых, хорошо выписанных деталей картин, например, бутылки в выполненной маслом картине "Советское шампанское". Хочется подойти и потрогать бутылку - так она натуральна, так привлекает внимание. Подобные фрагменты, мне думается, говорят о высоком профессионализме молодого художника, о его большом потенциале. Почти в реалистической манере (опять же, на мой взгляд) написана картина "Русская Герника", на которой и голова быка, и стол, и бутылки на столе прорисованы очень тщательно. Взгляд у быка мудрый, вещий, проникающий, бутылки изображены с удивительной передачей прозрачности, игры света при прохождении его через стекло и заполняющую бутылки жидкость. Но детали деталями, а все же главное - общее впечатление от картины, - она мне понравилась, и можно только позавидовать писателю С. Михайлину-Плавскому, обложку книги которого "Гармошка", вышедшей в издательстве "Книжный сад", украшает репродукция "Русской Герники". Большинство работ выполнено в манере (насколько я - не искусствовед - могу судить об этом) экспрессионизма. То есть главное в них - не дотошное воспроизведение предметов и деталей их, а впечатление: мгновенное настроение художника в данный момент времени, холст, краски и... "остальное сделает вдохновение". Главное достоинство произведений Александра Трифонова в том, что они не оставляют равнодушными. Кому-то нравится одно, например, сочетание, соотношение цветов, красок, достаточно ярких. Я бы еще отметил непременное присутствие черного цвета, играющего немаловажную роль в большинстве картин художника (а может, и во всех). Кого-то заинтересует другое: композиция, например, расположение лиц и фигур на двух картинах "Несение креста", одна из которых попала на обложку книги Юрия Кувалдина "Родина". Кто-то больше обратит внимание на третье: передачу характеров, внутреннего мира, настроения персонажей, как на тех же картинах "Несение креста" или "В электричке". Даже откровенно абстрактные работы, скажем, с изогнутыми бутылками ("танцующим стеклом") и странными длинноклювыми птицами, или человеко-птицами, или людьми с птичьими головами заставляют остановиться около них и погрузиться в раздумья, в серьезные размышления, и вызывают они, говоря словами Пушкина, "чувства добрые". И мне подумалось, что неплохо было бы какую-нибудь из этих картин, например, "Русскую Гернику" или картину с красным быком, попавшую на обложку книги Александра Трофимова "Записки сумасшедшего" ("Красный бык"), повесить у себя дома. После ознакомления с картинами А. Трифонова на выставке в "Кентавре", а с некоторыми - в помещении редакции журнала Юрия Кувалдина "Наша улица", а еще с некоторыми - по репродукциям, я уяснил для себя, что с интересом бы взглянул на новые работы этого молодого, явно прогрессирующего художника. "Быть художником для меня - создавать свой мир", - говорит Александр Трифонов. И надо сказать, что с этой задачей он хорошо справляется - все созданное им отличается цельностью, отчетливо видно своеобразие творческой манеры художника - его мир не спутаешь с чьим-либо другим.
"НАША УЛИЦА", № 9-2005, |
||
|
|||
Copyright ©
художник Александр Трифонов 2008 |
|
||
|
|||