Игорь Снегур - известный художник абстракционист.
Родился в Москве в 1935 году.
Учился в полиграфическом институте
на факультете графики в 1960-64 гг. Участник первых выставок абстракционистов
в Москве
в студии Э.М. Белютина, 1958-60.
Работал в кино, театре, книге, плакате.
Организатор известной группы
«20 Московских художников», ежегодные выставки которой проходили на
Малой Грузинской ул., 28 в Москве с 1978 по 1988 годы.
Участник более 50 выставок.
Теоретик искусства.
Ссылки по тематике:
игорь
снегур
игорь снегур в галерее "зураб"
сайт
игоря снегура
вернуться
на главную страницу
|
Игорь
Снегур
о творчестве Александра Трифонова
Игорь Снегур и Александр Трифонов
в галерее "Зураб". 20 марта 2009
Познакомившись
с работами Александра Трифонова, я сразу отметил его особый взгляд на
окружающий мир, он выражен в рефлексии на вещизм вещей, на их отношения,
где предмет частично дематериализован - снята его социальная функция.
Это позволяет ему проявить через пластику формы-цвета, не воспринимаемые
нашими чувствами энергии материального мира. Взгляд внутрь вещей впервые
появился на рубеже 20 века в работах К.Малевича, весь прошедший век прошел
под этим знаком. Эту традицию продолжили художники нонконформисты России
60-х годов.
Александр Трифонов, с энергией ему свойственной, демонстрирует живопись
в традициях русского авангарда. Его живописное письмо отличает весомость,
плотность, как цвета, так и воплощенных знаков-предметов, где свободная
их трактовка увязана с сильными связями изображенного. Нерасторжимость,
неразделенность композиции, производит впечатление завершенности, связанной
единым дыханием существования – серьезное достоинство произведения. Связи
знаков-обьектов в картине подвергаются сильным взаимодействиям, различные
типы отношений слабый-сильный определяют композицию. Александр Трифонов
строит сообщения, переосмысливая имя предмета, добавляя ему дополнительно
качества движения, веса, новую координату, в результате мы погружаемся
в существование иного мира не внешне предметного, но в мир собственно
жизни вещей одухотворенного творческой силой автора.
Источник творческого порыва лежит в Правде, которая открывется только
в полноте сопереживания, погружения в со-существование с Природой. Правда,
Истина, Сопричастность определяют Этику, ничего более не дано человеку,
все иное Ложь.
Художник подчеркивает иллюзорность предметного реального мира, и на первое
место выходит активная личность, как первоценность, которая открывается
нам через картину. В этом состоит содержание современной живописи, изменившей
этику творческого действия: не внешнее, но внутреннее, ускользающее от
внимания обманчивых чувств. Человек ближе к Природе, человек социальный
удален от нее, этот разрыв делает нас инертными, мы выведены из полноты
жизни и пустота заполняется химерами. Суть истинного авангарда не игра
с формами, но восполнение полноты существования.
Александр Трифонов в полной мере убеждает нас в правде искусства которое
он представил, в крепком и уверенном письме основание для совершенствования
творчества, индивидуального стиля, что так редко сегодня встречается.
Игорь
Снегур, 2011
Александр Трифонов
работает в системе символов, знаков. А символы, знаки могут быть разные.
Это могут быть иероглифы, которые считываются ассоциативно. Это могут
быть какие-нибудь буквы каких-нибудь алфавитов. Они могут иметь свои иероглифические
ритмы, то есть свое движение и энергию и иметь внутри картины свои оправдания
и свои основания. Символом может быть и математическое число, и орнамент.
Ко всему этому нельзя подходить с логарифмической линейкой. Когда Саша
выстраивает свои символы, свои знаки, свои ритмы, линии, полоски и плоскости,
он идет не от рассудочности, а от своего внутреннего чувства. И каждому
символу, знаку, образу он придает какое-то свое значение, какой-то свой
смысл. Потому что пиктаграфическое, архетипическое письмо, характерное
для стиля Саши Трифонова, оно всегда опиралось на какие-то зримые факты,
факторы: змея вот так рисуется, дом - вот так, человек - вот так, гора
- вот так, дерево - вот так, что-то там еще такое - вот так. Все знаки,
которые мы считаем архетипическими, они идут от первичного восприятия
мира человеком. То есть они есть архетипы пластического мышления. Из них
складываются письмена разных народов, там, и так далее. Александр Трифонов
как бы исследует эти письмена, порой проверяя себя на архетипическое письмо,
в котором есть что-то от языка детей. Когда дети остаются одни, сами с
собой, они придумывают свой язык, первичный. И у Саши в его картинах -
свой собственный, первичный язык, на который он как художник имеет полное
право. У Саши получаются интересные путешествия среди его знаков и символов,
которые он чертит, рисует и которыми он распоряжается, как хочет, он составляет
из них свои фразы, которые несут в себе локальную информацию... или организуют
плоскость равновесий или содержат в себе какую-то двойную игру.
Александр Трифонов в своем искусстве идет от первичного себя, не от того,
что он видит на выставках мастеров живописи, который он изучал, а от самого
себя... То есть он путешествует сам от себя. А это - самое главное. Это
- самое главное. И я согласен с тем, что говорил о нем Виталий Копачев:
что Саша Трифонов самодостаточен в своем творчестве. Кроме иерогоглифов,
если они имеют у него какую-то, скажем, плоскую форму или кубическую форму,
он может уйти в какие-то знаки, которые имеют сюрреалистическую форму.
То есть у него очень большой зрительный ряд разных знаков. И Саше нужен
большой жизненный и культурный опыт, чтобы маневрировать ими, искать какие-то
новые взаимодействия между ними. Далее... Какие он строит фразы многосложные,
какие многосложные предложения... Это - целая фраза, и даже не фраза,
а целая повесть. Тут и египетские пирамиды на небесах, а не на земле,
тут и солнце на земле, а не на небесах, тут перевернутое пространство,
тут разные символы и знаки, которые надо уметь читать. И ведь все это
он нарисовал по наитию, по очень тонкому внутреннему чувству, по чувству
нелжи самому себе. И во всем этом (в его работах) нет никаких конъюктурных
соблазнов, нет никаких экивоков куда-то в сторону, в этом - есть его сила
и крепость. Это все замечательно. То есть мне очень нравятся его работы.
Кроме того, в них просвечивает, конечно, так называемая метафизика (я
беру ее в кавычки). Это не та метафизика, о которой принято говорить,
а это метафизика времени и пространства, а не сюрреализма. То есть он
находится где-то на той пограничной линии, где художники становятся спиной
к визуализированной культуре и начинают с нуля путешествие вперед, по
своему пути... И то, что то что этот путь приведет его к какой-то своей
трифоновской системе, это безусловно. Я думаю, ему самому очень нравится
то, что он делает, он делает это увлеченно. И в этом тоже его сила.
Игорь
Снегур, 2006
|
|