вернуться
на главную страницу

 

 

 

 

ПЛАСТИКА ВНУТРЕННЕЙ ИДЕИ
АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА

Григорий КЛИМОВИЦКИЙ, искусствовед:

Александр Трифонов "Венский стул"

 

«Ну как говорить о живописи?» - Так закончил своё эссе о Дега Поль Валери. Действительно, живопись непереводима на язык слов. И тем не менее, и тем не менее мы говорим о ней...
Прежде всего, название выставки Александра Трифонова «Окно». О чём оно говорит? Окно - это метафора мира, это всем очевидно. На мой взгляд, есть одна существенная, главная проблема в творчестве нашего серьёзного художника - это традиция и творческое осмысление этой традиции. Я думаю, что не надо глубоко проникать в суть виденного, визуального в живописи Александра Трифонова, чтобы увидеть, что здесь автором использованы традиции, о которых здесь уже говорилось, русского авангарда, и не только русского, а западноевропейского. Причём автор это делает очень творчески, очень осмысленно и подчиняет это своему неповторимому, индивидуальному творческому замыслу.
Я должен сказать, что освоение традиций супрематизма Казимира Малевича, конструктивизма Эля Лисицкого, и присовокупить к этому пластические открытия дада, в частности, такого художника, как Макса Эрнста - это задача очень сложная.
И добивается этого автор очень искусно, очень умело, сочетанием геометрических форм и воплощённого цветового решения. Причём я хочу сказать, должен сказать, что очень интересный пластический язык разрабатывает Александр Трифонов.
Обратите внимание, как он решает человеческую фигуру. Она условна, причём в этой условности художник добивается очень большой пластической и образной выразительности. Это всё вроде бы уже было. О созданном живописцами авангарда типе театрального искусства - «театре художника» - сказано уже очень много. Представляется очевидным, что «безлюдный» театр в своих высших, наиболее ярких достижениях принадлежит все же к явлениям живописно-пластического, а не театрального искусства. В течение какого времени конструкция, создаваемая вращением, вибрацией и шумами, может удержать внимание? Мыслима ли чисто механическая сцена как самостоятельный жанр и сможет ли она когда-либо в будущем обходиться без человеческого существа?
Но наш уважаемый Александр Трифонов, используя этот уже найденный в пластике приём, осуществляет это очень по-своему, очень по-своему подчиняя, я опять-таки повторюсь, своей пластической задаче, чтобы решить картину как автономный художественный организм, чтобы все элементы там были подчинены основному: выразительности и, как говорил Кандинский, внутренней идее и внутреннему замыслу художника.
При этом я хочу отметить в этом моём кратком анализе, что главное в искусстве Александра Трифонова – это загадочность, которая, как некий магнит, притягивает к себе внимание зрителей.
Мне интересно творчество Александра Трифонова, ибо оно сулит нам, зрителям, дальнейшие художественные открытия.

 

Григорий КЛИМОВИЦКИЙ, искусствовед, Окончил МГУ, кафедру теории и истории искусства исторического факультета в 1966 году. С 1967 по 1992 - старший научный сотрудник Дирекции выставок Союза художников СССР.

 
 

 

 

вернуться на главную страницу

 


   

Copyright © художник Александр Трифонов 2022
Охраняется законом РФ об авторском праве

trifo@rambler.ru